Воскресенье, 28.04.2024, 23:44
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов

Меню сайта
Сайт нашей школы
Время
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Метод семинар по теме: «Использование технологии проблемного диалога на уроках окружающего мира"

Методический семинар по теме:

«Использование технологии проблемного диалога на уроках окружающего мира».

Цель: способствовать повышению мотивации педагогов в использовании технологии проблемного диалога на своих уроках.

Задачи:

  • сформировать понятие о проблемно – диалогических формах обучения;
  • выяснить целесообразность применения проблемно - диалогических форм обучения;
  • начать применение проблемного диалога непосредственно в ходе методического семинара.

Актуальность: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе.

Ход методического семинара:

Уважаемые коллеги (члены жюри), тема моего методического семинара: «Использование технологии проблемного диалога на уроках окружающего мира».

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицу, —

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Действительно, знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь. Возникает вопрос: «Какими методами и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития ученика думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?» Как вы думаете, коллеги? Что это за методы и технологии?

Вы всё верно сказали. Методов и технологий существует немало. Я в своей работе использую технологию проблемно-диалогического обучения. Эта технология обеспечивает тройной эффект обучения:

  • более качественное усвоение знаний,
  • мощное развитие интеллекта и творческих способностей,
  • воспитание активной личности.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу и формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Технология проблемно-диалогического обучения универсальна, поэтому я использую её и на уроках по разным учебным предметам, и во внеурочной деятельности, и в воспитательной работе. Эта технология помогла мне сделать предмет «Окружающий мир» любимым для моих учеников.

Перенесёмся на урок окружающего мира в 3 классе, тема урока «Что такое почва».Подумайте минуту и придумайте проблемный вопрос, который заставит детей с интересом изучать состав почвы. Затрудняетесь сразу придумать проблему?

Действительно, самое трудное при подготовке к урокам по технологии проблемно- диалогического обучения – это составление проблемы и проблемного диалога. Это занимает много времени и сил. Я в своей работе ориентируюсь на труды Елены Леонидовны Мельниковой «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками». Типы проблемных ситуаций могут быть разные. Рассмотрим их. Итак, тема нашего урока «Что такое почва».

1)-Проведём опыт. Рассмотрите почву, какого она цвета? (Чёрная)

-Если в стакан с водой добавить почву и хорошо перемешать. Какого цвета будет осадок? Ваши предположения.

-Осадок осел, что мы видим? (осадок – песок и глина, а частички растений плавают сверху).

-Почему это произошло с почвой? О чем это говорит? (в состав входят разные вещества)

-Это проблемная ситуация с удивлением.

2)Есть и другой вариант постановки проблемы – это проблемная ситуация с затруднением.

-Ребята, рассмотрим почву в микроскоп. Что вы увидели?

-Можете ли мне сказать, из чего состоит почва? Ваши предположения.

-Сравните свои предположения с информацией в учебнике.

3)Также для постановки проблемы можно использовать приём «Яркое пятно» (сказки, легенды, шутка, загадка, ребус, кроссворд, случаи из жизни).

-Ребята, а знаете ли вы, что 1 см почвы образуется в течение 250-300 лет? Что может попасть в почву за это время? Какой состав почвы? Хотите узнать?

Проблемные ситуации могут быть с удивлением, с затруднением, с использованием приёма «Яркое пятно». Как вы сейчас видели, к одной теме можно составить разные виды проблемных ситуаций.

Итак, проблемная ситуация в начале урока создана. Школьники столкнулись с противоречием и испытывают удивление или затруднение. Следующий этап - решение учебной проблемы. Поиск решения должны выполнить ученики с помощью специально организованного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

1)Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые не жестко связаны друг с другом и используются для осознания учащимися противоречия и формулирования проблемы. В побуждающем диалоге мысль ученика как бы делает скачок к неизвестному. Ученики высказывают различные ответы, зачастую противоречивые, прежде чем выходят на нужное выделение учебной проблемы. Такой диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески. 2)Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий. Это логическая цепочка, где из одной мысли вытекает другая. Такой диалог активизирует и развивает логическое мышление учеников, управляет рассуждениями детей, подводит к новому знанию, способу действия.

Я в своей практике больше использую подводящий диалог. Продолжим разговор на тему: «Что такое почва?» Давайте попробуем составить подводящий диалог по теме.

- Вы сами как думаете, что такое почва?

- Сверим ваши ответы с определением учёных. Откройте учебник и прочитайте текст.

- Какое слово главное в определении понятия «почва»? (плодородный)

- Как понимаете это слово? (плод, род – родятся плоды, урожай)

- Плодородие – главное свойство почвы. Выясним состав почвы и узнаем почему. Для этого предлагаю вам выполнить несколько опытов (слайд 5.1.), т.к. именно они помогают человеку раскрыть тайны природы. Полученную информацию будем фиксировать на доске в виде схемы «Состав почвы». (учитель записывает на доске «Состав почвы»)

Подводящий диалог побуждает к действию и идёт постоянный поиск решения проблемы на протяжении всего урока.

А далее можно провести исследовательскую работу, где ученики применят полученные знания о почве на практике.

Ребята, создадим почву искусственным путём. Что для этого необходимо смешать? (дети называют компоненты почвы)

- Разделитесь на 2 группы по вариантам и действуйте.

-Сравним полученные результаты. Одинаковые ли они? (нет, одна почва более тёмная)

- Почему так получилось? (у первой группы не было перегноя)

- Что же, почва не пригодна в хозяйстве?

- Предлагаю вам самим в этом убедиться, посадив в каждую ёмкость зёрна овса.

- Как считаете, где семена прорастут быстрее? Почему?

- У кого другая гипотеза?

- Проверим ваши предположения в результате длительного наблюдения. Определите место для поддонов так, чтобы условия были одинаковыми и благоприятными.

- Наблюдайте за посадками, результаты записывайте, чтобы можно было легко сделать вывод: чья же гипотеза подтвердилась?

Таким образом, вы сейчас увидели, что проблемный диалог стимулирует познавательный интерес и интеллектуальное развитие учеников; активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, самостоятельность, предприимчивость и, что особенно хочется подчеркнуть, речь; воспитывает активную личность. Дети не только получают знания, но и приобретают коммуникативные навыки общения, а это жизненно важное умение они переносят в реальную жизнь.

Применение технологии проблемного диалога на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения и математики способствует успешному развитию личности моих учащихся. Они ежегодно принимают участие в научно-практических конференциях и олимпиадах разного уровня и занимают призовые места.

В конце своего выступления я хотела бы спросить у вас, коллеги:

-Что новым сегодня стало для вас?

-О чём узнали или в чем убедились?

-Может быть, вы с чем-то не согласны?

Я узнала, что…

Новым для меня стало…

Я убедилась, что…

Я не согласен с тем, что…

Я надеюсь, что сегодняшний методический семинар будет полезен для каждого из присутствующих.

Ценность данного опыта можно выразить словами: «Теперь я не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»

Спасибо за внимание и за сотрудничество!

 

 

...

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Megavolt
uCoz