Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим закономерно возникает вопрос: «Как достичь предметных, метапредметных и лисностных результатов, то есть сформировать универсальные учебные действия у обучающихся?»
Таким образом возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке.Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.
Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- подводящий к теме диалог;
- сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Рассмотрим эти действия.
Приемы создания проблемной ситуации.
Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.
Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.
Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.
Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой. Приведём пример:
- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
- Вопрос был один? А мнений сколько?
- Что вас удивило? Что интересного заметили?
- Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?
Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".
В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Методы поиска решения учебной проблемы
Побуждающий к гипотезам диалог
Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:
1) побуждения к выдвижению гипотез;
2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждения к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок.
Подводящий к знанию диалог
Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Существуют различные классификации создания проблемных ситуаций.
Примеры использования проблемных методов обучения на уроках в начальной школе.
- Проблемная ситуация создается при выполнении практического задания.
В набор заданий включается задание, внешне похожее на уже знакомое, но способ выполнения которого неизвестен. Учащимся предлагается открыть новый способ действия.
ПРИМЕР 1. Математика 1 класс Тема урока: «Сложение с переходом через десяток»
Фрагмент урока |
Формирование УУД |
- Проведем соревнование. Решите примеры по вариантам: 2 + 3 7 + 2 4 + 1 9 + 1 5 + 2 6 + 3 8 + 5 9 + 4 - Саша и Катя будут решать примеры на доске |
|
Решение последних примеров в каждом столбике вызывает затруднения, т.к. учащиеся еще не знакомы со способом сложения с переходом через десяток. - Почему же возникло затруднение? ( Мы еще не решали такие примеры) - Что же делать? (Нужно открыть способ решения таких примеров) |
Личностное УУД: интерес к способу решения. Познавательное УУД: постановка проблемы |
- Подумайте, как можно решить пример 8 + 5 |
Познавательное УУД: анализ |
При затруднениях учащимся предлагается использовать модели (индивидуальный дидактический материал) |
Познавательное УУД: моделирование |
Если ученики предложили один вариант, то учитель может дать и другие варианты, например: 8+5= 8+1+1+1+1+1 8+5= 8+3+2 8+5= 8+2+3 В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что первый способ является нерациональным. Второй – трудный, т.к. пример 8+3 также является новым. Правильным является третий способ |
Познавательное УУД: анализ |
- Решим пример 9+4 таким же способом. - Научите Незнайку решать такие примеры. Он считает , что нужно сначала прибавить 2, т.к. в примере 8+5 мы сначала прибавляли 2. Прав ли Незнайка? - Давайте составим памятку по решению таких примеров. Ученики под руководством учителя составим памятку, например, такую: - буду прибавлять число по частям - сначала прибавлю столько, чтобы получилось 10 - определю, сколько осталось прибавить. Для этого вспомню состав второго числа - прибавлю к 10 оставшиеся единицы - прочитаю ответ |
Познавательное УУД: анализ и обобщение |
ПРИМЕР 2. Окружающий мир. 1 кл. Тема урока «Деревья, кустарники, травы» (учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова)
Фрагмент урока |
Формирование УУД |
- Рассмотрите рисунки. Определите, какому из растений на рисунке соответствует понятие: дерево, кустарник, травянистое растение (даются иллюстрации с подписями растений: береза, горох, дуб, гвоздика, рожь, яблоня смородина, сирень, банан) |
Познавательное УУД: анализ, классификация |
Дети в группах выполняют задание
|
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
- Легко ли вам было распределить растения по группам? При работе с каким растением у вас возникла проблема? (банан) - как же решить эту проблему? Дети в группах обсуждают проблему, предлагают свои варианты ее решения: вспомнить существенный признак, который поможет определить дерево, кустарник, травянистое растение, вспомнить признаки, которые относятся ко всем трем группам растений. Обсуждая в группах существенные признаки понятий, доказывая участникам группы свою точку зрения, дети приходят к определенному выводу. Результаты работы каждой группы оглашаются и делается общий вывод: банан относится к травянистым растениям. |
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательное УУД: постановка проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, анализ, обобщение |
|
|
- Проблемная ситуация создается при необходимости выбора одного из предложенных вариантов решения задачи, выполнения практического задания, одного из мнений или суждений т.п.
Могут предлагаться два верных варианта, верный и неверный, рациональный и нерациональный.
ПРИМЕР 1. Русский язык. 1 кл. (учебник Л.Я. Желтовской)
Упражнение из рубрики «Как устроен наш язык» (задание повышенного уровня)
- Найди и выпиши слова, в которых буквы е, ю не обозначают мягкости предшествующего согласного.
Проверь себя.
Сережа писал четыре слова (ел, объелся, рыбою, улыбается), а Оля – пять (ел, объелся, рыбою, улыбается, целый). Кто из ребят выполнил работу правильно? Почему?
Учащиеся доказывают правильность ответа Оли, т.к. буква е в слове целый также не обозначает мягкости предшествующего согласного. После доказательства учащиеся по просьбе учителя перечисляют все случаи, когда буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость предшествующего согласного, а когда обозначают два звука.
ПРИМЕР 2. Окружающий мир. 2 кл. Тема урока «Смена времен года» (учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова)
Выбери два ответа – почему на Земле происходит смена времен года:
- Земля вращается вокруг своей оси.
- Ось Земли имеет наклон.
- Солнце по-разному нагревает поверхность Земли.
- Земля вращается вокруг Солнца.
- Проблемная ситуация создается с помощью заданий – ловушек.
а) Задания – ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Например, учитель дает суждение,а детям предоставляется выбор: либо согласиться с учителем, либо попробовать ответить самостоятельно. Учитель: « Грибы - это животные, т.к. они не зеленого цвета как растения. Грибы - это растения, т.к. они не передвигаются как животные. Кто со мной согласен?»
- Проблемная ситуация создается с помощью проблемного вопроса.
ПРИМЕР 1. Русский язык. 2 класс. (учебник Л.Я. Желтовской)
Учитель предлагает детям ответить на вопрос «Бывает ли буква одна, а орфограммы две?»
Учащиеся высказывают гипотезы. Далее выполняют задание в учебнике.
- Отгадай загадку:
С окна зеленый е [жы]к
Не убе[жы]т:
Нет но[жы]к.
В словах со слогом [жы] определи ударение и найди одно слово, к которому можно применить правило о правописании жи – ши под ударением. Выпиши это слово.
- Почему к другим словам правило о жи – ши не подходит?
Затем учащиеся сравнивают свои ответы с мнением авторов учебника.
Правило. В слогах, которые произносятся как [жы-шы] , только под ударением пишется и. В безударных слогах могут быть правильными и другие буквы: ёжик, ножек.
- Проблемная ситуация создается при необходимости сделать теоретическое обобщение, вывод (в форме правила, определения, алгоритма, схемы и т.п.)
ПРИМЕР. Математика. 2 кл. (учебник Башмакова, Нефедовой)
Найди значения выражений.
8 – 4 – 3 8 – (4 + 3) 8 – 4 + 3
Сравни выражения и их значения. Сделай вывод.
Как из числа вычесть сумму двух других чисел?
Закончи фразу:
Для того чтобы из числа вычесть сумму двух других чисел, можно сначала из числа вычесть… , а затем вычесть… .
Примени это правило для выражения: 9 – (3 + 2) = …
- Проблемная ситуация создается при необходимости выполнить исследование на основе проведения опытов и сделать выводы.
ПРИМЕР 1. Окружающий мир 3 кл. Тема «Исследуй превращения воды»
(учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова)
Опыт 1. Измерь температуру воды и налей ее в формочки. Поставь их в морозильную камеру. Наблюдай, когда на поверхности воды появятся льдинки. Измерь еще раз температуру воды.
Опыт 2. Опусти лед из формочек в воду. Наблюдай, плавает или тонет лед.
Опыт 3. Положи сосуд с водой в морозильную камеру. Наблюдай, как изменится объем воды при замерзании.
Опыт 4. Налей немного воды в блюдце и поставь в теплое место. Понаблюдай испарение воды. Виден ли водяной пар?
Опыт 5. Нальем в чайник соленую воду, доведем до кипения. Поместим блюдце со снегом или льдом над носиком кипящего чайника, а под ним поставим тарелку. Наблюдай, что происходит. Попробуй на вкус капельки, которые стекли на тарелку.
- Сделай выводы по результатам наблюдений.
Вода замерзает при _____________________________________ градусов.
Лед ________________________________________________ воды.
Он занимает ____________________________ объем, чем вода.
Водяной пар _______________________________________________ .
Вода в облаках ______________________________________________ .
- Проблемная ситуация создается при организации дискуссии в процессе анализа литературного произведения, заключающего в себе проблему или противоречие.
ПРИМЕР 1. Литературное чтение. Тема: Л.Н. Толстой «Косточка»
- Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?
- Все засмеялись над Ваней? Радовались тому, что с ним случилось?
- Хорошо или плохо поступил Ваня?
- Как автор относится к Ване? Почему? Докажите словами из текста.
- Значит, брать без разрешения, то есть воровать, можно?
- А вам Ваня нравится? Вы простили бы его?
- А приятно прощать слабого? Почему? Много раз вам удавалось прощать?
Основные выводы
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.
Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
- здоровьесберегающей, потому что позволяет сн