Меню сайта
Сайт нашей школы
Время
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Доклад "Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе в современных условиях"Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим закономерно возникает вопрос: «Как достичь предметных, метапредметных и лисностных результатов, то есть сформировать универсальные учебные действия у обучающихся?» Таким образом возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке.Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия. Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями. Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания. Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой. Приведём пример:
Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся. Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. Методы поиска решения учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий: 1) побуждения к выдвижению гипотез; 2) принятия выдвигаемых учениками гипотез; 3) побуждения к проверке гипотез; 4) принятия предлагаемых учениками проверок. Подводящий к знанию диалог Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся. Существуют различные классификации создания проблемных ситуаций. Примеры использования проблемных методов обучения на уроках в начальной школе.
В набор заданий включается задание, внешне похожее на уже знакомое, но способ выполнения которого неизвестен. Учащимся предлагается открыть новый способ действия. ПРИМЕР 1. Математика 1 класс Тема урока: «Сложение с переходом через десяток»
ПРИМЕР 2. Окружающий мир. 1 кл. Тема урока «Деревья, кустарники, травы» (учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова)
Могут предлагаться два верных варианта, верный и неверный, рациональный и нерациональный. ПРИМЕР 1. Русский язык. 1 кл. (учебник Л.Я. Желтовской) Упражнение из рубрики «Как устроен наш язык» (задание повышенного уровня) - Найди и выпиши слова, в которых буквы е, ю не обозначают мягкости предшествующего согласного. Проверь себя. Сережа писал четыре слова (ел, объелся, рыбою, улыбается), а Оля – пять (ел, объелся, рыбою, улыбается, целый). Кто из ребят выполнил работу правильно? Почему? Учащиеся доказывают правильность ответа Оли, т.к. буква е в слове целый также не обозначает мягкости предшествующего согласного. После доказательства учащиеся по просьбе учителя перечисляют все случаи, когда буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость предшествующего согласного, а когда обозначают два звука. ПРИМЕР 2. Окружающий мир. 2 кл. Тема урока «Смена времен года» (учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова) Выбери два ответа – почему на Земле происходит смена времен года:
а) Задания – ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Например, учитель дает суждение,а детям предоставляется выбор: либо согласиться с учителем, либо попробовать ответить самостоятельно. Учитель: « Грибы - это животные, т.к. они не зеленого цвета как растения. Грибы - это растения, т.к. они не передвигаются как животные. Кто со мной согласен?»
ПРИМЕР 1. Русский язык. 2 класс. (учебник Л.Я. Желтовской) Учитель предлагает детям ответить на вопрос «Бывает ли буква одна, а орфограммы две?» Учащиеся высказывают гипотезы. Далее выполняют задание в учебнике. - Отгадай загадку: С окна зеленый е [жы]к Не убе[жы]т: Нет но[жы]к. В словах со слогом [жы] определи ударение и найди одно слово, к которому можно применить правило о правописании жи – ши под ударением. Выпиши это слово. - Почему к другим словам правило о жи – ши не подходит? Затем учащиеся сравнивают свои ответы с мнением авторов учебника. Правило. В слогах, которые произносятся как [жы-шы] , только под ударением пишется и. В безударных слогах могут быть правильными и другие буквы: ёжик, ножек.
ПРИМЕР. Математика. 2 кл. (учебник Башмакова, Нефедовой) Найди значения выражений.
8 – 4 – 3 8 – (4 + 3) 8 – 4 + 3 Сравни выражения и их значения. Сделай вывод. Как из числа вычесть сумму двух других чисел? Закончи фразу: Для того чтобы из числа вычесть сумму двух других чисел, можно сначала из числа вычесть… , а затем вычесть… . Примени это правило для выражения: 9 – (3 + 2) = …
ПРИМЕР 1. Окружающий мир 3 кл. Тема «Исследуй превращения воды» (учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова) Опыт 1. Измерь температуру воды и налей ее в формочки. Поставь их в морозильную камеру. Наблюдай, когда на поверхности воды появятся льдинки. Измерь еще раз температуру воды. Опыт 2. Опусти лед из формочек в воду. Наблюдай, плавает или тонет лед. Опыт 3. Положи сосуд с водой в морозильную камеру. Наблюдай, как изменится объем воды при замерзании. Опыт 4. Налей немного воды в блюдце и поставь в теплое место. Понаблюдай испарение воды. Виден ли водяной пар? Опыт 5. Нальем в чайник соленую воду, доведем до кипения. Поместим блюдце со снегом или льдом над носиком кипящего чайника, а под ним поставим тарелку. Наблюдай, что происходит. Попробуй на вкус капельки, которые стекли на тарелку. - Сделай выводы по результатам наблюдений. Вода замерзает при _____________________________________ градусов. Лед ________________________________________________ воды. Он занимает ____________________________ объем, чем вода. Водяной пар _______________________________________________ . Вода в облаках ______________________________________________ .
ПРИМЕР 1. Литературное чтение. Тема: Л.Н. Толстой «Косточка» - Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? - Все засмеялись над Ваней? Радовались тому, что с ним случилось? - Хорошо или плохо поступил Ваня? - Как автор относится к Ване? Почему? Докажите словами из текста. - Значит, брать без разрешения, то есть воровать, можно? - А вам Ваня нравится? Вы простили бы его? - А приятно прощать слабого? Почему? Много раз вам удавалось прощать? Основные выводы Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании. Данная технология является: - результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, потому что позволяет сн |
...
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||